Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 6 человек

1 класс

Дата: 11 апреля 2021 в 12:53, Обновлено 16 ноября в 09:12

Лекция "Адаптация учащихся в 1-ом классе"

"Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе"

Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения.

      Изображение

Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной.

Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями. Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. 

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. По данным психологов, адаптация может длиться от 6-8 недель до шести месяцев, а иногда и более.

                        Изображение

Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы дети как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

Нам представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации будущих первоклассников к школе. Для этого важно дать им возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками, подготовить к регулярному обучению в школе.

Таким образом, поступление в школу знаменует перелом в социальной ситуации развития ребенка. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними.

В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения, называют термином «школьная дезадаптация».

Школьная дезадаптация ребенка – многофакторное явление.

 Изображение

Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактулизация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне интереса утраты к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность.

Как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро?

 Для родителей первоклассников особенно важно:

Изображение

Прежде всего Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от Вас и от Ваших эмоций. А климат семьи — индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком.

                   Изображение

По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе Вашего общения с малышом.

Итак, давайте рассмотрим признаки успешной адаптации:

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

                           

Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

Изображение

От того, как пройдет адаптация к школе, во многом определит дальнейшее отношение маленького человечка к школе. Станет ли она для него вторым домом, куда он с радостью будет бежать по утрам с портфелем?

Во многом это зависит не только от самого ребенка, но и от тех условий, которые создадут ему родители дома и учитель в классе.

Грамотно построенная система обучения и воспитания поможет ребенку справится со всеми трудностями и сформировать положительное отношение к новым условиям жизни. А самое главное, чаще говорите своему ребёнку:

-Ты у меня умный, красивый…

-Как хорошо, что  у меня есть ты.

-Ты у меня молодец.

-Я тебя очень люблю!

Режим дня первоклассников и его влияние на учебную деятельность

Начало обучения ребенка в школе - это экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям периода обучения в школе.

Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника.

Факторы , влияющие на уровень здоровья.

Если принять уровень здоровья за 100%, то:

20% здоровья зависит от наследственных факторов,

20% от факторов внешней среды,

10% от деятельности системы здравоохранения, а остальные

50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Статистика

Лишь 20 – 25 % первоклассников, переступающих  ежегодно  школьный порог, остаются здоровыми  после  первого  года обучения в школе.

К  концу  первой четверти  худеют 30 % учащихся – первоклассников.

15 %  первоклассников  жалуются на головные боли, усталость, сонливость,  отсутствие желания учиться.

Треть  учащихся – первоклассников  имеют  различные  нарушения  осанки, которые усугубляются в первый год  обучения.

10 % детей, поступающих  в первый класс, имеют  нарушения  зрения различной тяжести.

20 % детей  входят  в группу  риска   в  связи  со склонностью к близорукости.

Лишь 24 %  первоклассников  выдерживают ночной норматив сна.

Ежедневно  недосыпают от 1,5 часов  до получаса.

Школа, ребёнок, семья… Звенья одной цепи.

Общая задача - вырастить здорового и воспитанного человека.

Здоровье ребёнка во многом зависит от выполнения

режима дня .

Что такое режим дня?

Режим дня для детей - это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.

 

https://vseglisty.ru/wp-content/uploads/a/e/8/ae831d9001efd05f3a6ef9e36683deb5.jpg

Почему режим дня так важен для здоровья ребёнка?

- Неправильное чередование различных видов деятельности,

- сокращение продолжительности ночного сна,

- сокращение времени отдыха на свежем воздухе ,

- нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной - нервной системы детей,

- снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/11f5/0003f60c-4beafc2c/img5.jpg

Питание

Немаловажен и режим питания школьника, то есть когда и сколько он должен есть. Для нормального развития организма ребёнка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров и углеводов, минеральных солей и витаминов питание . Названные вещества содержатся в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах, фруктах, ягодах.

Целесообразно, чтобы 25 процентов суточной калорийности пищи он получал за завтраком, 15 процентов — во время второго завтрака в школе, 35 процентов—за обедом и 25 процентов — за ужином. 

Сон

Для ребёнка важен достаточный по продолжительности ночной сон. Сон – это важный фактор, который влияет на умственную и физическую активность ребёнка. Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. Младшие школьники должны спать не меньше 10 часов (некоторым полезен дневной сон). Идеальное время отбоя – 21.00, время подъёма – около 7.00.

Учебная деятельность.

Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности ребёнка, а это с 8.00 и до 11.00ч., а затем отмечается её спад.

Занятия по интересам.

Оптимальное время для дополнительных занятий является с 15.00 до 16.00 ч.

 В первом классе не следует излишне нагружать ребенка. Если ученик посещает уже какие-то кружки, то ограничьте их одним занятиям: например, оставьте или музыкальную школу, или танцевальную.

Двигательная активность.

Активный отдых на свежем воздухе укрепляет здоровье детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулирует обмен веществ. Ребёнку необходимо проводить на воздухе не менее 3-х часов в любую погоду и каждый день.

«Основные требования к организации учебной деятельности ребёнка»

НЕЛЬЗЯ:

1.Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

2.Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится.

3.Требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.

4.Сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание.

5.Лишать детей игр на свежем воздухе из – за плохих отметок в школе.

6.Заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права.

7. Кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности.

8.Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.

9.Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.

10.Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.

11.Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.

12.Ругать ребёнка перед сном.

13.Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.

14.Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно.

15.Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.

Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш ребёнок не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.