Факультативное занятие и его анализ
Практические факультативные занятия проводятся с целью формирования навыков и умений исследовательского характера на основе углубления теоретических знаний. Ученики при этом выполняют лабораторные работы, учебные задачи практического направления. При этом учитель раскрывает практическую значимость проблемы, которая ставит учеников в условия поиска путей ее решения, осуществляет руководство, контроль и коррекцию учебно-познавательной деятельности учеников; совместно с учениками обсуждает результаты занятия и подбивает итоги. Особого значения приобретают задачу с альтернативными и скрытыми данными; задача на моделирование, которые оказывают содействие формированию конструкторско-технических умений учеников. Важное, значение имеют задачи производственного характера, решение которых повышает интерес учеников к профессии.
Комбинированные факультативные занятия проводятся в форме научно-практической конференции, лекционно-практического и семинарского занятия. Их структура зависит от дидактических задач и допускает разные объединения компонентов. Ведущей идеей при проведении комбинированных факультативов является самостоятельная работа учеников с литературой и другими источниками информации. Разнообразие факультативов обеспечивает развитие способностей учеников, формирование умений изобретательства и творчества конструирования, прогнозирование, решение прикладных задач, проведение эксперимента и теоретического поиска. Все это обеспечивает высокую учебную активность учеников в процессе факультативного занятия.
При наблюдении и анализе факультативных занятий нужно учитывать такие параметры:
• тип факультативного занятия и учет учителем его специфики;
• выбор и формулирования темы, постановка целей и задач занятия, мотивация учебно-познавательной деятельности учеников
• содержание факультативного занятия (выбор учебного материала, реализация дидактических принципов, обеспечение обратной связи, коррекция знаний, развитие самостоятельности и творческого мышления учеников, формирование у них исследовательских умений и навыков);
• рациональный выбор форм организации факультативного занятия (лекция, семинар, практикум, экскурсия, лабораторная работа);
• педагогическая целесообразность учебно-материального обеспечения факультативного занятия (наглядные пособия, ТЗН, оборудование, раздаточный дидактический материал, аудиовизуальные средства);
• профессиональная ориентационная работа с учениками в процессе занятия с учетом специфики факультатива;
• результативность факультативного занятия по углублению знаний учеников по основному курсу учебного предмета, расширение мировоззрения и информированности учеников по вопросам современных научных достижений; усвоение научных идей, принципов и алгоритмов, законов, закономерностей. Формирование навыков самостоятельной работы; обретение знаний об окружающем мире; формирование стойкого интереса к науке, которая изучается на факультативе, активной жизненной позиции; реализация комплекса аспектов воспитания личности — умственного, морального, эстетичного, физического, трудового