Как родители могут помочь ребенку учиться
Если ребёнку удается добиться успеха в школе,
у него есть все шансы на успех в жизни
У. Глассер
Уважаемые родители!
Обучение в школе – одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. И каждому из вас хочется, чтобы дети были самостоятельными и успешными в учебе. Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной, должна идти в трех направлениях:
- организация режима дня;
- контроль за выполнением домашнего задания;
- приучение детей к самостоятельности.
Организация режима дня позволяет ребенку легче справиться с учебной нагрузкой, защищает нервную систему от переутомления, укрепляет здоровье.
Помните, что успехи в учебе зависят от многих важных моментов жизни ученика: полноценный сон, рациональное здоровое питание, позитивное отношение к окружающим людям, стремление к успеху, наличие жизненно важных целей.
Особое внимание следует уделить пребыванию ребенка на свежем воздухе (до 3,5 час.)
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно, в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, лучше овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.
Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок. При этом вы сможете поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова.
На выполнение домашних заданий не стоит тратить всю жизнь (есть ещё много чего интересного и увлекательного). В начальных классах надо укладываться с домашней работой за 1-1,5 часа. Каждые 45 минут давать ребенку возможность отдохнуть.
Лучшее время для выполнения домашних заданий: с 15.00 до 18.00.
С чего же начать?
Убрать всё лишнее со стола!
Если ребенок входит в работу легко, но быстро устаёт - начинать лучше с самых трудных заданий, если долго раскачивается - начинать лучше со средних заданий, потом уже переходить к сложным. А если совсем никак - надо начать с самых простых, чтобы почувствовать успех от быстро и легко выполненного.
Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные» фильмы, не играл в шумные игры. Все это отразится на сне и на самочувствии ребенка. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья.
Еще К.Д.Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Забота грамотного выполнения домашнего задания в первую очередь - зона ответственности взрослых. Учитель в классе учит, как выполнять домашнюю работу, а вы дома контролируете этот процесс. И чем быстрее взрослые научат ребенка, грамотнее выстроят все этапы обучения, тем раньше он станет самостоятельно выполнять домашнюю работу.
Воспользуйтесь несколькими советами:
- Приучите ребенка садиться за уроки в одно и то же время. Фиксированное время вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка. При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, и таким образом, сводится до нуля мучительный период втягивания в работу.
- Ограничивайте во времени, для этого составьте план предстоящей работы. Планируйте работу вместе с ребенком: сколько времени потребуется на каждый этап работы. Например, 1 задачу нужно минут 10, на 8 примеров уйдет 5-6 минут. Включайте таймер для самопроверки (ставьте песочные часы). И тогда вся математика будет сделана без никому не нужных слез всего минут за 15-20. Если, конечно, никто не будет мешать, отвлекать посторонними делами, так как очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе.
- Организуйте постоянное место для выполнения домашней работы.
- Обращайте внимание на посадку ребенка, следите за осанкой.
- Научитесь ценить и уважать самостоятельный труд ребенка. Помарки уйдут со временем, если их истоки - не пробелы в знаниях. (Если пробелы есть, они обязательно обнаружатся, вот тогда и начинайте с ними бороться). Если помарки появляются из‑за пропуска или замены букв, не стоит из‑за этого перечеркивать весь труд ребенка.
Если выполняя домашнее задание ребенок задает много вопросов взрослому, значит, есть пробелы. И над этими пробелами нужно поработать.
Родительский контроль за домашним заданием должен быть пристальным, систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки? Сделал уроки? После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще. В результате дети не усваивают материал, работы выполняют небрежно, грязно, пробелы накапливаются, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку. Все это приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь должна оказываться детям своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. Следовательно, контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.
Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным. Очень важно контролировать не конечный продукт труда, а сам процесс, т.е. важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.
Наберитесь терпения и не нервничайте. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, то ребенок возненавидит ваши совместные занятия.
Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и тоже время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.
При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя. Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание.
Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все–таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как их надо преодолевать в учении и приучать к большей самостоятельности.
Думайте при ребенке вслух, анализируйте, рассуждайте. Думайте с ребенком вместе, планируйте, обсуждайте. Решайте жизненные ситуации. Научить собственного ребенка думать – главная обязанность родителя!
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий
- Особую важность имеет твердо установленное время начала занятий. Благодаря этому вырабатывается привычка, к назначенному часу появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе, даже теряется интерес к игре, прогулке.
- При установке часа начала занятий необходимо определить разумное соотношение времени, отводимого на уроки, прогулки, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
- Необходимо постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Так вырабатывается привычка к внутренней мобилизации с момента начала занятий и до тех пор, пока не выработалось умение управлять своим поведением, рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни посторонних книг, ни цветных карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
- Если нет возможности выделить постоянное отдельное место, то в определенный час должно быть, безусловно выделено, освобождено место для занятий.
- Важное правило - начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней
- Необходимо наличие перерывов в работе. Нужны единство школьного и домашнего учебного режима, профилактика перегрузок.
- Работа должна идти в хорошем темпе – не более 1 часа во втором классе.
Нельзя, чтобы у школьника не было других обязанностей, кроме учёбы. Человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.
Главные правила здорового образа жизни
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40 % психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте.
В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.
Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.
Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.
С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более продолжительными становятся учебные занятия, менее продолжительными прогулки. Однако главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной и физических нагрузок и труда и отдыха, при этом всякая деятельность, как интеллектуальная, так и физическая, по характеру и длительности должна быть посильной для ребёнка, не превышать пределов его работоспособности, а отдых — обеспечивать полное функциональное восстановление организма
Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобретение более широкой власти, как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством.
Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие.
Одним из компонентов формирования здорового образа жизни у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером. Компьютер – это наше настоящее и будущее, он дает возможность перенестись в другой мир. Вместе с тем очень часто дети в своем увлечении компьютером начинают отвергать реальный мир, где им грозят негативные оценки и есть необходимость что-то менять в себе. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с воздействием компьютера на детей, организацией учебной и игровой деятельности в процессе освоения им компьютера.
В общении с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы, которые могут привести к негативным последствиям. Связаны они с неправильной организацией в семье деятельности ребенка. Родителям необходимо правильно организовать свободное время ребенка, отдавая предпочтение отдыху активному, подвижному, преимущественно на свежем воздухе.
Следует отметить еще один компонент, который мы считаем особо важным в формировании здорового образа жизни младшего школьника – это пример родителей. В силу своих возрастных особенностей младший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова и поступки родителей имеют огромное значение. Стандарты поведения, полученные в семье, являются самыми правильными и важными. Строгая система ценностей может помочь детям отказаться от пагубных привычек. Не существует единых стандартов воспитания, но ваш ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на ваш образ жизни, и станет перенимать ваши стандарты поведения. Стремление быть здоровым, красивым, успешным в работе тоже является семейной ценностью. Как хорошо, когда в семье все бодры и энергичны, полны жизненных сил, с интересом проводят свободное время, дружно справляются с домашней работой, увлекаются спортом! В семье должно царить убеждение, что свое поведение надо контролировать всегда. Пример в этом подают в первую очередь родители, разговаривая со своими детьми. Какие бы проступки ни совершили дети, в обращении с ними вы должны придерживаться правил эффективного общения. Если вы умеете контролировать себя, ваши дети в любой ситуации тоже сумеют отдавать отчет своим поступкам.
Будьте мудры, внимательны и терпеливы к своему ребенку – так вы поможете ему вырасти здоровым и успешным!
Восемь правил здорового образа жизни для школьников
Для того, чтобы Ваш ребёнок был здоровым, хорошо учился, был ловким и умелым, запомните несколько правил, которые помогут ему добиться успехов во всех делах.
Правило №1 «Организуйте
правильный режим дня ребёнка»
Спать, гулять, делать уроки, принимать
пищу необходимо в одно и тоже время.
Организм ребёнка быстро привыкнет к
режиму, ему легче будет справляться с
любой нагрузкой.
Правило №2 «Здоровый сон – залог здоровья»
Спать надо не менее 10 часов, именно столько
необходимо для отдыха клеток мозга.
Правило №3 «Больше двигаться»
Утро надо начинать с водных процедур
и гимнастики. Обязательно гулять не менее
2-3 часов в день.
Не пропускать уроки физкультуры.
Правило №4 «Правильно питаться»
Для растущего организма ребёнка необходимы витамины, минеральные вещества, поэтому питание должно быть разнообразным. В рационе младшего школьника должны быть молочные продукты, каши, овощи и фрукты, ягоды, орехи, натуральные соки, компоты и кисели. Полезно пить чистую воду не менее 4-х стаканов в день.
Правило №5 «Беречь зубы»
Чистить зубы нужно 2 раза в день:
утром – после завтрака, и вечером – перед
сном. Важно правильно чистить зубы,
этому научит врач-стоматолог, которого
необходимо посещать 2 раза в год.
Правило №6 «Беречь зрение»
Чтобы зрение было хорошим, необходимо соблюдать определённые правила. Когда ребёнок смотрит телевизор, он должен отойти на 4 шага от экрана, сесть удобно, во время рекламы отвлечься и сделать гимнастику для глаз. Не увлекаться работой за компьютером. В любом случае, у экрана телевизора и компьютера проводить не более 1 часа в день.
Правило №7 «Следить за своим здоровьем»
Если вдруг ребёнок заболел, надо остаться
дома и вызвать врача. Обязательно выполнять
все его рекомендации.
Правило №8 «Не совершать плохих поступков»
Если ребёнок доброжелателен с другими, уважает окружающих людей, тогда и жизнь его будет интереснее, радостнее и веселее.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!