1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта |
«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» |
Место реализации проекта |
Государственное учреждение образования ”Средняя школа №1 г.Чашники имени Героя Советского Союза Е.Ф.Ивановского“ |
Главная идея проекта |
Организация совместной деятельности педагогов и учащихся, законных представителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни |
Сроки реализации проекта |
2020-2024 гг. |
Участники проекта |
Заместители директора, классные руководители, педагоги учреждения, учащиеся учреждения образования, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры |
Принципы |
Культурологический подход: приобщение учащихся к культуре гигиены. Деятельный подход: игровой, творческий. Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития. Комплексный подход: использования профилактических и оздоровительных технологий. |
Информационное обеспечение проекта |
Газета «Школьная жизнь», сайт учреждения образования, информационный стенд. |
2. Обоснование и актуальность проекта
Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности, учащихся учреждений образования. Статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомы с болезнями, причем иногда довольно близко. У детей впечатлительных и физически ослабленных формируется комплекс неудачника. К таким последствиям приводят психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно-психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, нередко эти психогенные факторы процветают в семье. Здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Также большинство школьников очень мало знает о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершают множество ошибок, которые становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. В связи с этим для реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, учащихся и законных представителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.
Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения образования путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.
Задачи:
· формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;
· создать систему содержательного, информационного, материально-технического обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов, законных представителей обучающихся к здоровому образу жизни;
· создать в учреждении оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
· применять технологии, сберегающие здоровье, в образовательном процессе.
3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Функции медицинской службы:
· проведение диспансеризации учащихся;
· медосмотр учащихся, определение уровня физического здоровья;
· пульсометрия;
· выявление учащихся специальной медицинской группы.
2. Функции руководства:
· общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
· общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в учреждении;
· организация освещения вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;
· организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;
· обеспечение работы спортивного зала во внеурочное и каникулярное время;
· разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
· организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль;
· организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
· организация и контроль работы социальной психолого-педагогической службы учреждения образования.
3. Функции классного руководителя, воспитателя группы продлённого дня учреждения образования:
· санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;
· организация и проведение мероприятий по профилактике
- частых заболеваний учащихся;
- детского травматизма на дорогах;
- наркомании, токсикомании, табакокурения;
· организация и проведение профилактической работы с законными представителями;
· организация встреч для учащихся и их законных представителей с работниками Чашникского ОГАИ, Чашникского РОВД, Чашникского РОЧС, Чашникского ОСВОД, КДН, медицинскими работниками УЗ «Чашникская больница», с представителями церкви;
· организация и проведение
- внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
- диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, правил дорожного движения, правовой культуры.
4. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Первый этап: Подготовительный (2020-2021г.).
1. Оценка и анализ состояния здоровья учащихся учреждения образования.
2. Подготовка программно-методического обеспечения.
3. Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.
4. Ознакомление законных представителей и учащихся с проектом «Школа – территория здоровья».
5. Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации проекта «Школа – территория здоровья».
Второй этап: Практический (2021/2023г.). Реализация проекта «Школа – территория здоровья».
1. Проведение заседаний совета учреждения.
2. Посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий.
3. Создание методической копилки опыта.
4. Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении образования.
5. Сбор статистики о динамике развития мотивации учащихся к обучению.
6. Контроль за организацией образовательного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
7. Коррекция проекта «Школа – территория здоровья» по итогам реализации.
Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (2023/2024г.).
1. Анкетирование законных представителей, учащихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.
2. Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации проекта «Школа – территория здоровья».
3. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций учащихся учреждения образования на здоровый образ жизни.
4. Обсуждение итогов реализации проекта «Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, законных представителей, учащихся.
5. Публикации, распространение опыта.
5. МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.
Для этого нами создана прогнозируемая модель личности обучающегося:
Модель выпускника первой ступени общего среднего образования |
Модель выпускника второй ступени общего среднего образования |
Модель выпускника третьей ступени общего среднего образования |
- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; - владение основами личной гигиены и здорового образа жизни. |
- знание основ строения и функционирования организма человека; - знание изменений в организме человека в пубертатный период; - умение оценивать свое физическое и психическое состояние; - знание о влиянии алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; - поддержание физической формы; - телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости; - гигиена умственного труда. |
- стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье; - убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек; - знание различных оздоровительных систем; - умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека; - способность вырабатывать индивидуальный образ жизни; - гигиена умственного труда. |
6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
· Снижение показателей заболеваемости детей.
· Стабилизация состояния здоровья учащихся по основным показателям.
· Повышение качества и уровня обучения учащихся.
· Повышение уровня воспитанности детей и подростков.
· Полученные в учреждении образования знания о здоровом образе жизни позволяют ребятам понять, как и почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила ЗОЖ.
· Учащиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ.
· Учащиеся научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
7. БАЗОВЫМИ КОМПОНЕНТАМИ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ЯВЛЯЮТСЯ:
· формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
· формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
· формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
· формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
8. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет совет учреждения.
9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
*Медицинское направление предполагает:
· создание соответствующих санитарным требованиям условий для формирования и сохранения здоровья учащихся, а также для воспитания и обучения детей;
· составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
· проведение физкультминуток;
· гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня;
· четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния учреждения;
· планомерная организация питания учащихся;
· проведение обязательного медицинского обследования.
* Просветительское направление предполагает
· организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
· организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
· пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры и здоровья).
* Психолого-педагогическое направление предполагает:
· использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;
· предупреждение проблем развития ребенка;
· обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
· развитие познавательной и учебной мотивации;
· формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
· совершенствование психолого-медико-педагогической деятельности;
· организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
* Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
· организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
· привлечение системы внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
· широкое привлечение учащихся, законных представителей, социальных партнёров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
* Диагностическое направление предполагает:
· проведение мониторинга за состоянием здоровья учащихся;
· режим дня, бытовые условия;
· внешкольная занятость дополнительными занятиями.
10. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
· здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
· здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
11. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ:
1. Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха.
2. Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
3. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
4. Контроль над сменой видов деятельности учащихся в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
5. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
6. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
7. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
8. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
9. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, объединениях по интересам спортивной направленности, действующих в учреждении образования и в учреждениях дополнительного образования города.
10. Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью через проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением законных представителей и социальных партнеров.
11. Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
12. Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
12. ФОРМЫ РАБОТЫ:
1.Учет состояния детей:
· анализ медицинских карт;
· определение группы здоровья;
· учет посещаемости занятий;
· контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
· организация работы спортивных секций, объединений по интересам,
· динамические паузы;
· индивидуальные занятия;
· организация спортивных перемен;
· дни здоровья;
· физкультминутки для учащихся;
· организация летних оздоровительный лагерей с дневным пребыванием.
3.Урочная и внеурочная работа:
· открытые уроки учителей физической культуры и здоровья,
· открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные секции: баскетбол, волейбол, «Юный стрелок», «Быстрый гонщик».