Значение школьной отметки в жизни ребенка
“Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Эта притча созвучна с данной темой. Ведь в наших руках возможность создать такую атмосферу дома и в школе, в которой дети будут чувствовать себя уверенно и спокойно. Для этого, прежде всего, учитель и родители должны действовать сообща, придерживаться единых требований и быть единым целым.
У многих ассоциации к слову «Школа» - отметка или даже конкретно: десятка, двойка. Да, но к сожалению, не могут все быть отличниками. Ведь главное в жизни не знание, а умение его применить.
Ребенок должен понять, что учится для себя, а не для родителей. Необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. Некоторые родители "выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное "усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка в тетради были одни "10”. Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только "10”. Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после "10” вдруг полученная "8” вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока еще едва заметные. Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5-6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу. Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие, не пугайтесь”3” и, самое главное, не учите ребенка лгать!
Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым. В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.
Памятка для родителей
Рекомендации родителям по развитию самоконтроля у детей
- Общение с ребенком. Постарайтесь заранее договориться с ребенком, когда вы проведете время вместе. Или же подключайте, в игровой форме, ребенка к Вашим делам. Если ребенок в данный момент не хочет такого общения – не настаивайте.
В общение с ребенком должен входить тактильный контакт. (Это объятия, если инициатор их ребенок и прикосновения к рукам, если ребенок не любит обниматься).
- Ответственность. Формировать у ребенка ответственность следует, начиная с незначительных обязанностей. «Теперь за это отвечаешь ты. Ты главный в этом вопросе. Никто другой тебе не будет мешать. Ты сам для себя решаешь, как ты это будешь выполнять и когда». Затем, можно дать другую обязанность – более сложную. При этом не забывайте хвалить ребенка за успешное выполнение поручения.
Пусть ребенок самостоятельно принимает мелкие решения. Чаще советуйтесь с ним.
- Включение ребенка в семейные дела. Давайте возможность ребенку на равных участвовать в обсуждении семейных вопросов. Даже если ребенок, на ваш взгляд, говорит ерунду – выслушайте его и отметьте значимость для Вас его мнения.
- Школа. Обязательно интересуйтесь, как дела в школе: «что было хорошего?» «что было плохого?». Так ребенок научится выделять хорошие моменты школьной жизни и не будет копить в себе негативные переживания. Все, что рассказывает ребенок о школе – важно. Бывает, родители не слушают всего, что говорит ребенок и пропускают важные вещи. Ребенок обижается. И желание ребенка делиться новостями снижается.
Если ребенок просит помощь в выполнении уроков – не отказывайте. Даже если задание легкое, не ругайте ребенка, что он просит помощи. Этим он хочет помочь самому себе, когда ему лень. Разговаривайте во время выполнения заданий, шутите. В такой атмосфере, хоть выполнение заданий и затянется по времени, у ребенка будет формироваться положительный настрой на уроки.
Не делайте за ребенка задания. Делайте их вместе. В большинстве случаев, Ваше участие должно быть направлено только на поддержание хорошего настроения у ребенка и настроя на выполнение заданий.
Ребенок может придумать себе расписание дня, в котором прописано, когда у него время для уроков, а когда для отдыха. Для начала, время на уроки лучше брать побольше. Постепенно время следует сокращать.
Если при выполнении уроков ребенок часто отвлекается, то можно иногда делать 5-ти минутные перерывы между заданиями. Задача родителей четко следить за выполнением временного режима, т.к. у ребенка это будет вызывать трудности.
- Конфликты. С учителями, с учениками: Выслушайте версию ребенка. Его видение ситуации. Так Вы поймете, чувствует ли ребенок свою вину за произошедшее и хочет ли все исправить. Не столько важно выяснить кто виноват, сколько, как ребенок думает это исправлять. Школьное время – время, когда есть возможность учиться, как вести себя в различных ситуациях. Мотивируйте ребенка пробовать решать мелкие конфликты самостоятельно. Советуйте, но не навязывайте, как поступить. С родителями: дайте ребенку понять, что Вы очень расстроены его поведением. Спросите ребенка, как он думает исправить произошедшее. Или, если вина ребенка в этом лишь отчасти, спросите что теперь делать вам двоим, чтобы помириться.
- Семейные правила. Для взаимодействия в семье между взрослыми, между взрослыми и детьми нужны правила. Такие правила определяют, кто что должен делать и что будет, если он этого не выполнит. Если взрослый что-то обещает при ребенке очень важно это выполнить. Ребенок будет перенимать такое поведение. Семейные правила могут быть устными, а могут быть приняты всей семьей и красиво записаны на листе бумаги с подписью всех членов семьи.
Процесс образования – самое трудное дело в жизни человека. А в трудном деле нельзя оставлять ребенка одного. Занимайтесь со своими детьми, помогайте им.
Уважаемые родители, помните, что ваши хорошие отношения с ребёнком важнее школьных отметок.
У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности!
Тема: Самооценка младших школьников
Самооценка – то, как человек воспринимает, осознает и оценивает свои личностные качества. Среди многих ее характеристик можно выделить низкую, среднюю и высокую. Однако, чтобы себя адекватно оценивать, нужны осознанность, жизненный опыт, критическое мышление. Этого еще нет у детей. Поэтому оценка себя у детей формируется извне, через призму оценивания их другими. Кто же эти другие?
Кто влияет на самооценку детей младшего школьного возраста?
Семья. Родители, родственники ближе всего находятся к ребенку и существенно влияют на то, как дети себя оценивают. Маленький человек еще не может дать оценку себе – какой он. Поэтому воспринимает себя именно таким, каким мы его называем и показываем.
Воспитатели, учителя. В детском саду, школе, секции анализировать начинают другие взрослые – воспитатели, учителя, тренера. И ребенок начинает видеть себя еще с помощью их оценок, высказываний, реакций. Чем выше у ребенка самооценка, тем лучше он адаптируется в новом коллективе.
Мнение сверстников. Дальше мнение друзей и одноклассников становится очень важным. Особенно остро это проявляется в подростковом возрасте, который может наступить уже к концу младшей школы.
Соцсети. Если ребенок активно общается в сети, то комментарии друзей, мнение сообщества также формирует представление ребенка о самом себе.
Влияет ли самооценка на успеваемость младших школьников?
Когда ребенок идет в школу, игры сменяются учебой. Учебный процесс становится его ведущим видом деятельности.
Может ли младший школьник, с заниженной самооценкой, поднять руку для ответа? У доски с выражением декламировать стихотворение? Предложить иной, чем в учебнике, способ решения задачи? Навряд ли. А между тем, именно за активное участие в уроке, дополнительные ответы, выразительность чтения и т.д. формируются высокие баллы.
Получается, что самооценка младших школьников влияет на успешность в учебе не напрямую, а опосредованно. Но все же влияет! Уверенный в себе ребенок задаст вопрос, если что-то не понятно. Не побоится взяться за дополнительное задание, если адекватно оценивает свои силы. Не постесняется высказать свое мнение в классе.
Получается, что здоровая самооценка – это иммунитет, который защищает человека от неудач, критики, оценок окружающих и не только.
Поэтому важно найти и обезвредить пробелы в самооценке.
Что делать, есть самооценка у ребенка заниженная?
Прекрасный инструмент для повышения уверенность в себе – визуализация. А именно, наглядная демонстрация сильных сторон и качеств ребенка. То, что будет у него постоянно перед глазами. Например, дипломы, грамоты. Не зря их помещают в рамки, как картины. Пусть они займут достойное место в доме и напоминают о победах, и заслуженных достижениях ребенка.
А если никаких наград у него нет, их можно сделать самим! Например, сделать гирлянду достижений. Вырезать флажки, такие как на Новый год и развесить в комнате. И на каждом из них написать сильные качества, умения ребенка. Уже в процессе создания гирлянды вы вспомните, проговорите, запишите все то, что у него действительно хорошо получается. Это непременно придаст ему уверенности!
Найдите историю похожую на ситуацию с вашим ребенком в литературе или кино. Совместное чтение или просмотр подтолкнут к беседе и обсуждению героев, поступков, способов решения похожих ситуаций.
Что делать, есть у ребенка завышенная самооценка?
Младшие школьники еще только учатся анализировать свои сильные и слабые стороны. Важно не перехваливать ребенка. Тут нужна мера.
Учите ребенка познавать себя: какой я, что умею хорошо, а что мне удается меньше, что делать нравиться, а к чему я интерес не испытываю и т.д.?
Как формировать адекватную самооценку?
Никогда не сравнивать ребенка с другими!
Человек уникален и ценен сам по себе. У каждого свои исходные данные: гены, здоровье, возможности… И у любого ребенка можно найти сильные стороны и таланты. Лучше не ориентироваться на успехи других, а отмечать свои собственные достижения. Сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним. И отмечать свой собственный прогресс.
Оценивать поступок, ситуацию, а не ребёнка!
– Ты сегодня старалась и написала очень аккуратно.
– Давай еще поработаем над скоростью чтения.
Поступок плохим быть может. Ребенок – нет. Можно обсудить критическую ситуацию нейтральным, безоценочным тоном и сделать выводы.
Давать право на ошибку
Ошибаются все! Кто никогда не ошибается? Лишь тот, кто ничего не делает. Ошибки – это тренировка, опыт.
“Со мной все в порядке!
Я хорош, любим и ценен для своих близких и себя. Это основное правило для формирования адекватной самооценки. В чем-то ребенок превосходит других, а в чем-то может и уступать. Так и должно быть.
Родителям на заметку!!!!!
- Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляйте интерес и терпение.
- Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях.
- Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
- Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
- Активно слушайте своего ребенка. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
- Избегайте сравнения своего ребёнка с другими. Пусть он знает, что его любят таким, какой он есть
- Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
- Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.