«Я выбираю жизнь!»
Суицидальное поведение-это проявление суицидальной активности -включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.
Поведенческие индикаторы суицидального риска:
- злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
- эскейп-реакции (уход из дома и т.п.);
- самоизоляция от других людей и жизни;
- резкое снижение повседневной активности;
- изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода завнешностью;
- выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийством;
- частое прослушивание печальной музыки;
- «приведение дел в порядок» (оформление завещания, урегулирование
конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);
- любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отделяющие от близких;
- склонность к неоправданно рискованным поступкам;
- нарушение дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим
неприятности в учебе, на работе или службе;
- расставание с дорогими вещами или деньгами;
- приобретение средств для совершения суицида.
Коммуникативные индикаторы:
- прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть»
- прямое сообщение, «Скоро все это закончиться» – косвенное);
- шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности
жизни также относятся к косвенным сообщениям;
- прощание;
- сообщение о конкретном плане суицида;
- самообвинения;
- двойственная оценка значимых событий;
- медленная, маловыразительная речь.
Когнитивные индикаторы:
- разрешающие установки относительно суицидального поведения;
- негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
- представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
- представление о мире как месте потерь и разочарований;
- представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;
- «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
- наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.
Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, и уже оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем обстоятельнее разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.
Эмоциональные индикаторы:
- амбивалентность по отношению к жизни;
- безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
- переживание горя;
- признаки депрессии: приступы паники, выраженная тревога, сниженная
способность к концентрации внимания и воли, бессонница, умеренное употребление алкоголя и утрата испытывать удовольствие;
- несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;
- вина или ощущение неудачи, поражения;
- чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;
- рассеянность или растерянность.
Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:
- переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
- действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
- переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
- чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
- боязнь позора, насмешек или унижения;
- страх наказания;
- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
- чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
- членство в какой-то группировке или секте, когда ребенка просто вынуждают покончить с собой;
- «Эффекте Вертера» – совершении самоубийства под влиянием чьего-то примера;
- алкоголизм и наркомания среди родителей;
- жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие;
- алкоголизм и наркомания среди подростков;
- низкая самооценка, трудности в самоопределении.
Рекомендации педагогам и родителям по оказанию помощи в предотвращении суицидального поведения:
1. Откажитесь от авторитарности и приказного тона в общении с ребенком.
2.Стройте отношения на основе договора, просьб, объяснений.
3.Серьезно относитесь ко всем угрозам со стороны ребенка. Помните, подростки не имитируют суицид.
4.Дайте почувствовать ребенку, что вам не безразличны его проблемы.
5.Отстаивайте свою точку зрения, что самоубийство – неэффективный способ решения проблем.
6.Прибегните к помощи авторитетных для подростка людей.
7.Обратитесь вместе с подростком в психоневрологический диспансер, к детскому или подростковому психиатру.
8.Не бойтесь попросить о помощи.