Тема. Как научить своего ребёнка жить в мире людей.
Вежливость порождает и вызывает вежливость.
Э. Роттердамский
В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек-это человек, который умеет хорошо вести себя. Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.
Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого готовы на все, если ребенок учится в семье рисовать только черными красками, как бы ни старалась школа и педагоги- помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.
Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д.
-Какие качества характера присущи культурному человеку?
-Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли?
Суть социально-нравственного воспитания состоит в формировании отношений и поступков детей по отношению к природе, к людям, к самому себе. Важно, чтобы дети освоили нормы и правила поведения, которые существуют в человеческой культуре и общении с другими людьми.
Формирование моральных качеств - процесс сложный.
Ведь тети еще не были взрослыми. Все, что они могут понять о правилах поведения, отношениях между людьми исходит из опыта взаимодействия, прежде всего со своими же родителями. Взрослый, находящийся рядом, это и пример для ребенка, и помощник в формировании образа мира.
Задача родителей и педагогов - помочь ребенку понять окружающий его мир, создать условия для развития бережного к нему отношения, развивать у детей чувство собственного достоинства, знакомить с правилами общения, научить оценивать поступки других людей.
Первые нравственные понятия, регулирующие поведение ребенка «можно», «нельзя» вводятся уже на первом году жизни, когда ребенок начинает понимать обращенную к нему речь. Затем, когда ребенок начинает обретать способность к волевым усилиям, необходимо ввести понятие «надо». Оно означает «Ты не хочешь делать, но это необходимо, надо для тебя и для окружающих».
Сегодня мы затронем проблемы, которые могут возникнуть при воспитании детей. Мы хотим помочь родителям вспомнить свое детство с его радостями и огорчениями, помочь разобраться в природе детских поступков и найти не только педагогические, но и демократические методы воспитания.
Культура личности включает несколько аспектов:
Культура внешности — один из компонентов культуры поведения. Внешний вид человека играет в практике общения большую роль. Психологи отмечают склонность людей давать оценку достоинствам и недостаткам кого-либо на основании только одной внешности, поскольку она воспринимается как неотъемлемая характеристика личности. Часто ребёнок кажется симпатичным не из-за физической красоты, а в силу обаяния, которое заключается в приятном, добром весёлом выражении лица. Однако иногда некоторые дети кривляются при общении, морщат лоб и нос, высоко поднимают брови, капризно вытягивают губы вперёд. Взрослым необходимо сказать, что это плохо, некрасиво, что он становится не похожим на себя. Начинать формирование культуры внешности надо с элементарной аккуратности, чистоплотности, привития санитарно - гигиенических норм. Работа по воспитанию культуры внешности ведётся в двух направлениях: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека и обучение детей искусству быть привлекательным, вооружение их знанием конкретных способов «сотвори самого себя» т.е., что бы школьник осознавал, «что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником.
Личное обаяние человека проявляется в умении говорить, разговаривать.
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.
☺ Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим
☺ Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка
☺ Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
☺ Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребенку добра и человечности.
☺ Не бойтесь извиниться перед кем-нибудь в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.
☺ Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.
☺ Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Тема. Ребёнок и компьютер.
Компьютер стал привычным атрибутом современности. Владение компьютером становится необходимостью для каждого специалиста. Компьютер с успехом осваивают дети. Дети с большим интересом обучаются на компьютере, очень многие быстро переходят с ним «на ты», зачастую становятся консультантами своих родителей.
К позитивным результатам общения с компьютером можно отнести формирование деловой мотивации, совершенствование логического, оперативного мышления, умение прогнозировать. Компьютер, располагая большим набором изобразительных средств, способствует развитию художественно-конструкторских способностей, пространственных представлений ребенка. Программа обучающего характера позволяют развивать у ребенка абстрактное мышление, открывают возможность обучения ребенка с учетом личностных особенностей его мышления, памяти, восприятия и понимания текста. Компьютер помогает формировать такие качества, как аккуратность, точность, рациональность, организованность.
Однако с очевидными преимуществами обучения детей работе на компьютере возникают и серьезные проблемы, на которые нужно обратить Ваше внимание. Прежде всего, родители должны знать влияние компьютера на здоровье ребенка.
По данным экспертов даже не очень продолжительная работа за компьютером вызывает у 73% подростков общее утомление. Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше. Если дети занимаются в школе, то время работы с компьютером ограничено. Но дома дети практически бесконтрольны. В результате ребенок к вечеру раздражен, возбужден, неуправляем, засыпает с трудом, спит чутко. А всему виновник-любимый компьютер.
При работе с компьютером следует иметь в виду, что на организм детей воздействуют следующие факторы:
- излучение от компьютера;
- изменение воздушной сферы в помещении;
- особенности условий зрительной работы;
- длительность и сложность различных видов работ.
Электромагнитные излучения от новейших компьютеров по данным экспертов соответствуют нормативам, а у старых моделей уровень электромагнитных излучений повышен.
В помещении с работающим компьютером температура повышается, а относительная влажность снижается до 40% (при норме 60%). В воздухе повышается содержание тяжёлых ионов, которые попадают в дыхательные пути, что вызывает першение в горле. Все это неблагоприятно сказывается на работоспособности.
Ребенок - бурно развивающийся организм. В частности, продолжает развиваться костная система. Статистическая рабочая поза вызывает усталость мышц плечевого пояса, значительно большую, чем при обычных учебных занятиях.
Длительная работа на компьютере сопровождается напряжением для глаз и зрительным утомлением.
Работа на компьютере связана значительно с нервно-эмоциональным напряжением, поскольку игровые программы требуют быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление.
Весьма немаловажной является проблема психологического влияния компьютера на детский организм. Очень часто родители сталкиваются с проблемой чрезмерной увлеченности компьютером, когда требуется немало усилий, чтобы ребенка оторвать от компьютера. Компьютерный мир, в который погружается ребенок так занимателен, красочен, динамичен. Маленькие дети очень эмоциональны, впечатлительны, они легко погружаются в жизнь компьютерных героев. Психологи, изучающие влияние компьютера на детскую психику, считают, что привычка действовать в виртуальном мире может нарушить восприятие ребенком реального мира. Чрезмерная увлеченность компьютерными играми может вызвать у ребенка такие отклонения в развитии личности, как замкнутость, отстранение от действительности. Среди компьютерных программ есть немало интересных, полезных для развития ребенка. Но есть игры, допускающие жестокость со сторон игрока, они таят очень серьезную опасность для детской психики, так как формируют враждебность, стимулируют агрессивную направленность развития личности ребенка. Чрезмерное увлечение компьютером отбивает у детей желание читать художественную литературу, заниматься спортом, общаться с друзьями.
Таким образом, компьютер оказывает отрицательное влияние на здоровье:
- общее утомление и снижение работоспособности;
- нарушение осанки;
- нарушение зрения;
- нервно-эмоциональное напряжение;
- психологическое влияние.
Все это говорит о том, что использовать компьютер в процессе обучения младших школьников нужно с большой осторожностью и особое внимание следует уделить профилактике переутомления детей при занятиях на компьютере.
Памятка
«Как избежать переутомления ребенка при работе с компьютером»
1. Если вы решили купить ребенку компьютер, не экономьте на качестве.
2. Располагать компьютер следует на столе в углу комнаты в хорошо освещенном месте, так, чтобы на экране не было бликов.
3. Мебель должна соответствовать росту ребенка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или специальной подставке. Стул должен быть обязательно с твердой спинкой.
4. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70см от дисплея. Поза ребенка - прямая, слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5см. руки должны свободно лежать на столе, ноги согнуты под прямым углом, обязательно иметь опору.
5. В помещении, где используется компьютер, должна проходить ежедневная влажная уборка и проветривание.
6. Обязательно протирайте монитор компьютера до и после работы специальной салфеткой.
7. Поставьте недалеко от компьютера кактусы: считается, что эти растения поглощают вредное излучение компьютера.
8. Особенно тщательно подходите к отбору компьютерных программ для детей. Они должны соответствовать возрасту ребенка, как по содержанию, так и по качеству оформления.
9. Младшие школьники могут работать на компьютере не более 15 минут. Причем не ежедневно, а три раза в неделю, через день.
10. После каждого занятия рекомендуется проводить упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.