Занятие с элементами тренинга для замещающих родителей и их воспитанников
”Быть рядом – не значит быть вместе…“
Предложенное занятие с элементами тренинга направлено на улучшение взаимоотношений между детьми и их законными представителями, повышение авторитета законного представителя и осведомленности о способах эффективного взаимодействия.
Оптимальное количество участников: 10-15 человек.
Время проведения: 1,5-2 часа.
Цель занятия – способствовать развитию отношений партнерства и сотрудничества в замещающей семье.
Задачи:
создать условия для решения актуальных вопросов взаимодействия в семье;
способствовать устранению дезадаптивных форм поведения у детей и законных представителей;
обучить участников занятия навыкам эффективного общения и способам взаимодействия в системе ”родитель-ребенок“.
Приветствие
Цель: снятие психологического напряжения, знакомство с ожиданиями участников.
Педагог-психолог (ведущий) приглашает замещающих родителей вместе с детьми занять места на стульях, заранее расположенных по кругу.
Приветственное слово. Создание атмосферы доверия и сотрудничества. Раскрытие цели и задач занятия. Направление работы участников группы на ожидаемый результат.
Знакомство ”О себе в 3-х словах“
Цель: знакомство участников занятия, создание непринужденной обстановки, способствующей плодотворной работе в группе.
Ход проведения: участникам предлагается по очереди представиться: ”Здравствуйте, меня зовут…“ Затем, назвать три прилагательных, характеризующих их личность. После того, как первый участник представился, следующий должен повторить, что сказал его сосед, а потом уже представиться сам. Начинает упражнение педагог-психолог (ведущий), показывая пример.
Обсуждение в группе: было ли сложно говорить о себе? Что самое интересное вы узнали об участниках группы?
Разработка и согласование правил работы в группе
Цель: обозначить правила групповой работы.
Материалы и оборудование: доска (ватман), мел (маркеры).
Ход проведения: педагог-психолог (ведущий) сообщает о правилах работы в группе (активность, открытость, доброжелательность, конфиденциальность, уважение к говорящему). Участникам предоставляется возможность дополнить правила. После совместного обсуждения правила записываются на доске (ватмане) и сохраняются на видном месте до окончания занятия.
Разминка
Цель: погружение в тему, включение в групповую работу участников с разным жизненным опытом.
Материалы и оборудование: мячик (мягкая игрушка).
Ход проведения: педагог-психолог (ведущий) выборочно передает мячик участникам занятия и предлагает продолжить начатые им предложения. Начинает педагог-психолог (ведущий), показывая пример.
Заготовки предложений:
- когда я вспоминаю свое детство, то я думаю, что оно было…
- я ищу в семье…
- мне кажется, что счастливая семья – это…
- я думаю, что сплоченная семья – это…
- мне хотелось бы, чтобы в нашей семье…
- я думаю, что доверие в семье появляется, когда…
- моя семья для меня…
- я горжусь тем, что я …
Продолжить начатое предложение можно предлагать нескольким участникам, для расширения представления о семье, обмена опытом.
Обсуждение в группе: сложно ли было продолжать начатые предложения? Что было самое интересное из услышанного? Что было неожиданным? И др.
Упражнение ”Рисуем вместе“
Цель: развитие у участников рефлексии, повышение сензитивности членов семьи друг к другу, развитие умения слушать и слышать.
Материалы и оборудование: карточки со словами (заготовки), альбомные листы, карандаши, фломастеры.
Ход проведения: участники делятся на команды (члены одной семьи; в случае если на занятии присутствуют трое и более членов одной семьи, участники работают в группе, по очереди выполняя задание, или делятся на дополнительные группы) и садятся спиной друг к другу. Один участник получает карточку с заготовкой, которое нужно объяснить другому участнику. Задача второго – угадать слово и нарисовать на листе бумаги. Участник может загадывать до семи слов, после чего меняются местами.
Обсуждение в группе: что было легче, рисовать по инструкции (описанию) или объяснять, что нужно нарисовать? Что нового узнали участники группы о себе и других? Какие чувства они испытывают сейчас? Чем бы хотели поделиться друг с другом?
Упражнение ”Идеальный родитель и идеальный ребенок“
Цель: актуализация ожиданий относительно ребенка/законного представителя, формирование позитивной установки на отношение друг к другу.
Материалы и оборудование: макет двух цветков ромашки из цветной бумаги (лепестки, сердцевины), клей, карандаши, фломастеры, магнитная доска, магниты.
Ход проведения: участники делятся на две группы (команды): группа законных представителей и группа детей. В течение 10 минут команда детей составляет портрет идеального родителя, указавая на разноцветных лепестках ромашки качества, по их мнению, присущие идеальному родителю, а команда законных представителей составляет портрет идеального ребенка, и таким же образом склеивают ромашку из ”качеств“ идеального ребенка. По завершению работы в группе представитель от каждой команды представляет полученный результат, закрепляя его на доске.
Обсуждение в группе: что из списка участникам двух команд хотелось бы взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу ”Идеального родителя“/”Идеального ребенка“?
Педагог-психолог (ведущий) подводит участников двух команд к тому, что ИДЕАЛА в мире нет: недостатки, как и сильные стороны есть у всех, они помогают сохранить ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.
Упражнение ”Зато…“
Цель: формирование позитивного отношения детей и их законных представителей к различным сторонам жизни, обмен опытом участников.
Материалы и оборудование: заготовленные карточки с началом фраз, которые необходимо закончить.
Ситуации для родителей:
”Мой ребенок плохо учится в школе, зато…“
”Мой ребенок меня не слушается, зато…“
”Мой ребенок не любит ходить в школу, зато…“
”Мой ребенок мало уделяет времени домашнему заданию, зато…“
”Мой ребенок много играет в компьютерные игры, зато…“
”Часто я не понимаю своего ребенка, зато…“
”Мой ребенок стал скрытным, зато…“
”Мой ребенок мне не помогает, зато…“
Ситуации для детей:
”Мои родители строгие, зато…“
”Мне уделяют мало времени и внимания, зато…“
”Мне сложно справиться с некоторыми учебными предметами, зато…“
”У меня мало друзей, зато…“
”Порой я чувствую себя одиноким, зато…“
”Мне запрещают делать то, что я хочу, зато…“
”У меня нет некоторых вещей, которые есть у моих сверстников, зато…“
”У меня много домашних обязанностей, зато…“
”Я считаю, что родители больше любят брата/сестру, зато…“
Упражнение ”Дом“
Цель: актуализация семейных ценностей, сплочение членов семьи, отработка умения договариваться, слушать и слышать друг друга.
Материалы и оборудование: листы А3 (или А4), заготовки деталей дома (крыши, фундамента, кирпичей), клей, ручки, фломастеры, карандаши.
Ход проведения: членам одной семьи предлагается ”построить“ на бумаге дом: в фундамент ”заложить“ основную ценность семьи, на кирпичиках написать то, что должно быть (”жить“) в доме, чтобы семья была дружной и сплоченной, а на крыше написать девиз семьи либо слово, словосочетание которое будет характеризовать всю семью.
После ”возведения“ домов, участникам предлагается украсить дом (по желанию), презентовать его, поделиться впечатлениями, обменяться мнениями.
Рефлексия
Цель: подведение итогов занятия, обратная связь.
Ход проведения: родителям и детям предлагается ответить на следующие вопросы:
- что понравилось в занятии?
- чем было полезно для них данное занятие?
- что является самым важным из того, что узнали сегодня в группе?
- что было трудным?
После ответов на вопросы законным представителям и их детям предлагается закончить предложения (заготовки) и их обсудить.
Предложения:
”Я могу гордиться своей семьей, потому что …“
”Не хочу хвастаться, но мой ребенок (моя семья) …“
”Лучше всего у нас в семье получается …“
”Главным своим достижением я считаю …“
”Самое лучшее в моей семье – это…“