Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 6 человек

Занятие с элементами тренинга для замещающих родителей «Быть рядом – не значит быть вместе».

Дата: 29 декабря 2021 в 09:55, Обновлено 13 апреля 2022 в 15:26

Занятие с элементами тренинга для замещающих родителей и их воспитанников

”Быть рядом – не значит быть вместе…“

Предложенное занятие с элементами тренинга направлено на улучшение взаимоотношений между детьми и их законными представителями, повышение авторитета законного представителя и осведомленности о способах эффективного взаимодействия.

Оптимальное количество участников: 10-15 человек.

Время проведения: 1,5-2 часа.

Цель занятия – способствовать развитию отношений партнерства и сотрудничества в замещающей семье.

Задачи:

создать условия для решения актуальных вопросов взаимодействия в семье;

способствовать устранению дезадаптивных форм поведения у детей и законных представителей;

обучить участников занятия навыкам эффективного общения и способам взаимодействия в системе ”родитель-ребенок“.

Приветствие

Цель: снятие психологического напряжения, знакомство с ожиданиями участников.

Педагог-психолог (ведущий) приглашает замещающих родителей вместе с детьми занять места на стульях, заранее расположенных по кругу.

Приветственное слово. Создание атмосферы доверия и сотрудничества. Раскрытие цели и задач занятия. Направление работы участников группы на ожидаемый результат.

Знакомство ”О себе в 3-х словах“

Цель: знакомство участников занятия, создание непринужденной обстановки, способствующей плодотворной работе в группе.

Ход проведения: участникам предлагается по очереди представиться: ”Здравствуйте, меня зовут…“ Затем, назвать три прилагательных, характеризующих их личность. После того, как первый участник представился, следующий должен повторить, что сказал его сосед, а потом уже представиться сам. Начинает упражнение педагог-психолог (ведущий), показывая пример.

Обсуждение в группе: было ли сложно говорить о себе? Что самое интересное вы узнали об участниках группы?

Разработка и согласование правил работы в группе

Цель: обозначить правила групповой работы.

Материалы и оборудование: доска (ватман), мел (маркеры).

Ход проведения: педагог-психолог (ведущий) сообщает о правилах работы в группе (активность, открытость, доброжелательность, конфиденциальность, уважение к говорящему). Участникам предоставляется возможность дополнить правила. После совместного обсуждения правила записываются на доске (ватмане) и сохраняются на видном месте до окончания занятия.

Разминка

Цель: погружение в тему, включение в групповую работу участников с разным жизненным опытом.

Материалы и оборудование: мячик (мягкая игрушка).

Ход проведения: педагог-психолог (ведущий) выборочно передает мячик участникам занятия и предлагает продолжить начатые им предложения. Начинает педагог-психолог (ведущий), показывая пример.

Заготовки предложений:

- когда я вспоминаю свое детство, то я думаю, что оно было…

- я ищу в семье…

- мне кажется, что счастливая семья – это…

- я думаю, что сплоченная семья – это…

- мне хотелось бы, чтобы в нашей семье…

- я думаю, что доверие в семье появляется, когда…

- моя семья для меня…

- я горжусь тем, что я …

Продолжить начатое предложение можно предлагать нескольким участникам, для расширения представления о семье, обмена опытом.

Обсуждение в группе: сложно ли было продолжать начатые предложения? Что было самое интересное из услышанного? Что было неожиданным? И др.

Упражнение ”Рисуем вместе“

Цель: развитие у участников рефлексии, повышение сензитивности членов семьи друг к другу, развитие умения слушать и слышать.

Материалы и оборудование: карточки со словами (заготовки), альбомные листы, карандаши, фломастеры.

Ход проведения: участники делятся на команды (члены одной семьи; в случае если на занятии присутствуют трое и более членов одной семьи, участники работают в группе, по очереди выполняя задание, или делятся на дополнительные группы) и садятся спиной друг к другу. Один участник получает карточку с заготовкой, которое нужно объяснить другому участнику. Задача второго – угадать слово и нарисовать на листе бумаги. Участник может загадывать до семи слов, после чего меняются местами.

Обсуждение в группе: что было легче, рисовать по инструкции (описанию) или объяснять, что нужно нарисовать? Что нового узнали участники группы о себе и других? Какие чувства они испытывают сейчас? Чем бы хотели поделиться друг с другом?

Упражнение ”Идеальный родитель и идеальный ребенок“

Цель: актуализация ожиданий относительно ребенка/законного представителя, формирование позитивной установки на отношение друг к другу.

Материалы и оборудование: макет двух цветков ромашки из цветной бумаги (лепестки, сердцевины), клей, карандаши, фломастеры, магнитная доска, магниты.

Ход проведения: участники делятся на две группы (команды): группа законных представителей и группа детей. В течение 10 минут команда детей составляет портрет идеального родителя, указавая на разноцветных лепестках ромашки качества, по их мнению, присущие идеальному родителю, а команда законных представителей составляет портрет идеального ребенка, и таким же образом склеивают ромашку из ”качеств“ идеального ребенка. По завершению работы в группе представитель от каждой команды представляет полученный результат, закрепляя его на доске.

Обсуждение в группе: что из списка участникам двух команд хотелось бы взять в первую очередь, чтобы приблизиться к образу ”Идеального родителя“/”Идеального ребенка“?

Педагог-психолог (ведущий) подводит участников двух команд к тому, что ИДЕАЛА в мире нет: недостатки, как и сильные стороны есть у всех, они помогают сохранить ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

Упражнение ”Зато…“

Цель: формирование позитивного отношения детей и их законных представителей к различным сторонам жизни, обмен опытом участников.

Материалы и оборудование: заготовленные карточки с началом фраз, которые необходимо закончить.

Ситуации для родителей:

”Мой ребенок плохо учится в школе, зато…“

”Мой ребенок меня не слушается, зато…“

”Мой ребенок не любит ходить в школу, зато…“

”Мой ребенок мало уделяет времени домашнему заданию, зато…“

”Мой ребенок много играет в компьютерные игры, зато…“

”Часто я не понимаю своего ребенка, зато…“

”Мой ребенок стал скрытным, зато…“

”Мой ребенок мне не помогает, зато…“

Ситуации для детей:

”Мои родители строгие, зато…“

”Мне уделяют мало времени и внимания, зато…“

”Мне сложно справиться с некоторыми учебными предметами, зато…“

”У меня мало друзей, зато…“

”Порой я чувствую себя одиноким, зато…“

”Мне запрещают делать то, что я хочу, зато…“      

”У меня нет некоторых вещей, которые есть у моих сверстников, зато…“

”У меня много домашних обязанностей, зато…“

”Я считаю, что родители больше любят брата/сестру, зато…“

Упражнение ”Дом“

Цель: актуализация семейных ценностей, сплочение членов семьи, отработка умения договариваться, слушать и слышать друг друга.

Материалы и оборудование: листы А3 (или А4), заготовки деталей дома (крыши, фундамента, кирпичей), клей, ручки, фломастеры, карандаши.

Ход проведения: членам одной семьи предлагается ”построить“ на бумаге дом: в фундамент ”заложить“ основную ценность семьи, на кирпичиках написать то, что должно быть (”жить“) в доме, чтобы семья была дружной и сплоченной, а на крыше написать девиз семьи либо слово, словосочетание которое будет характеризовать всю семью.

После ”возведения“ домов, участникам предлагается украсить дом (по желанию), презентовать его, поделиться впечатлениями, обменяться мнениями.

Рефлексия

Цель: подведение итогов занятия, обратная связь.

Ход проведения: родителям и детям предлагается ответить на следующие вопросы:

- что понравилось в занятии?

- чем было полезно для них данное занятие?

- что является самым важным из того, что узнали сегодня в группе?

- что было трудным?

После ответов на вопросы законным представителям и их детям предлагается закончить предложения (заготовки) и их обсудить.

Предложения:

”Я могу гордиться своей семьей, потому что …“

”Не хочу хвастаться, но мой ребенок (моя семья) …“

”Лучше всего у нас в семье получается …“

”Главным своим достижением я считаю …“

”Самое лучшее в моей семье – это…“

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.