Пресс-центр Министерства образования начинает новый проект по информированию граждан. В новой рубрике будут публиковаться ответы на самые часто задаваемые вопросы, которые приходят на портал www.edu.gov.by в рубрику «Электронное обращение».
Что такое экстернат и кто такой экстерн?
Согласно статье 163 Кодекса Республики Беларусь об образовании экстерн – учащийся, который полностью или частично освоил содержание образовательной программы базового образования или образовательной программы среднего образования самостоятельно либо в учреждении образования, не прошедшем государственную аккредитацию, и в целях подтверждения этого при наличии уважительных причин не освоения указанных программ в учреждении образования допущен к аттестации в порядке экстерната.
Экстернат - процедура итоговой аттестации учащегося, которая выражается в выставлении экзаменационных отметок по учебным предметам типового учебного плана средней школы при освоении содержания образовательной программы среднего образования, по которым экстерн сдает экзамены, в том числе выпускные экзамены, и (или) в выставлении отметок из справки об обучении.
Каким документом регулируется получение аттестата путем прохождения процедуры экстерната?
Получение аттестата путем прохождения процедуры экстерната регулируется Инструкцией об аттестации в порядке экстерната, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 130.
Когда и куда нужно подавать документы на прохождение экстерната и получения аттестата об общем среднем образовании? Какие для этого нужны документы?
В соответствии с Инструкцией об аттестации в порядке экстерната, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 130, решение о допуске к аттестации в порядке экстерната принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства (месту пребывания) лица на основании его заявления (заявления законного представителя несовершеннолетнего), которое необходимо подать в апреле (до 25 апреля) года аттестации в порядке экстерната.
При подаче заявления о прохождении аттестации в порядке экстерната необходимо представить свидетельство о базовом образовании, справку об обучении в учреждении среднего специального или профессионально-технического образования, предъявить документ, удостоверяющий личность.
Что делать, если пропустил сроки подачи документов?
Документы, поданные в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа после 25 апреля года аттестации в порядке экстерната, принимаются для рассмотрения с согласия Министерства образования Республики Беларусь. Соответствующее согласие Министерства образования Республики Беларусь на прохождение аттестации в порядке экстерната может быть дано только при наличии подтвержденных уважительных причин пропуска срока подачи документов (призыв на срочную военную службу или увольнение со срочной военной службы по окончании срока военной службы по призыву, выезд за границу на временное или постоянное место жительства, служебная командировка, по состоянию здоровья и другое).
В случае, если у заявителя нет подтвержденных уважительных причин пропуска сроков подачи документов, то у него сохраняется право на подачу документов в следующем году (до 25 апреля).
В какие сроки отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа принимает решение о допуске к аттестации в порядке экстерната?
Отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа рассматривает документы, которые поступили, и в срок до 1 мая:
определяет учебные предметы, по которым необходимо сдать экзамены;
определяет учебные предметы, по которым отметка выставляется из справки об обучении;
определяет учреждение образования, в котором будет проводиться аттестация в порядке экстерната;
направляет в учреждение образования решение о допуске к итоговой аттестации;
информирует заявителя о допуске к аттестации в порядке экстерната либо отказе. Отказ должен быть мотивированным.
В чем суть аттестации для получения аттестата об общем среднем образовании в порядке экстерната?
Аттестация в порядке экстерната состоит из выставления экзаменационных отметок по учебным предметам типового учебного плана средней школы при освоении содержания образовательных программ среднего образования, по которым экстерн сдает экзамены, в том числе выпускные экзамены, и (или) из выставления отметок из справки об обучении.
Попечительский совет.
Кто принимает решение о создании попечительского совета?
Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.
Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение инициативной группы согласовывается с руководителем учреждения образования.
В случае нарушения попечительским советом требований законодательства его деятельность может быть прекращена по инициативе руководителя учреждения образования.
Кто возглавляет попечительский совет? Кто входит в состав попечительского совета школы?
Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года.
В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, в том числе члены родительского комитета учреждения образования (возможно включение представителя родительского комитета от каждой параллели (класса)), педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение о включении в состав попечительского совета принимается общим собранием попечительского совета.
На решение каких задач, кроме развития материально-технической базы, может быть направлена деятельность попечительских советов?
Задачами деятельности попечительского совета являются:
- содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников учреждения образования;
- совершенствование организации питания обучающихся, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий, иные цели, не запрещенные законодательством;
- содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования;
- целевое использование средств попечительского совета;
- другие задачи в интересах развития учреждения образования.
Как формируются финансовые средства попечительского совета?
Денежные средства, направленные в распоряжение попечительского совета, формируются из добровольных взносов физических лиц.
Если учреждение образования финансово самостоятельное, то денежные средства зачисляются на текущий (расчетный счет) по учету внебюджетных средств учреждения образования. Если учреждение образования находится на обслуживании в централизованной бухгалтерии, средства поступают на счет управления образования. В этом случае поступление и расходование денежных средств ведется в разрезе каждого учреждения образования.
Денежные средства используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета, согласованным с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии). Решение оформляется протоколом и предоставляется в бухгалтерию для подтверждения основания для оплаты.
Договоры и счета к оплате подписывает:
- руководитель учреждения образования либо уполномоченное должностное лицо (в случае, если это финансово самостоятельное учреждение);
- начальник управления образования либо уполномоченное должностное лицо (если учреждение обслуживается в централизованной бухгалтерии).
Как законным представителям учащихся узнать о решениях, которые принимает попечительский совет и о том, как расходуются средства попечительского совета?
Общее собрание попечительского совета рассматривает и утверждает ежегодный отчет попечительского совета о деятельности и использовании имущества, в том числе и денежных средств.
Решения общего собрания попечительского совета доводятся до сведения всех заинтересованных лиц.
В соответствии с приказом Министра образования от 02.10.2015 № 757 «О деятельности попечительских советов в учреждениях общего среднего образования», а также в целях обеспечения контроля поступления и прозрачности расходования средств попечительского совета информация о деятельности попечительских советов учреждений общего среднего образования должна быть размещена на сайтах учреждений общего среднего образования.
Общее среднее образование
Я учусь в учреждении среднего специального образования. Могу ли я после его окончания получить аттестат об общем среднем образовании?
Согласно пункту 1 статьи 98 Кодекса Республики Беларусь об образовании, документ об образовании – документ государственного образца, подтверждающий освоение обучающимся содержания соответствующей образовательной программы. В соответствии с пунктом 3 статьи 188 Кодекса Республики Беларусь об образовании при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования на основе общего базового образования обеспечивается получение общего среднего образования.
Таким образом, в случае окончания учебы в учреждении среднего специального образования и получения документа установленного образца, получение второго документа, подтверждающего получение Вами общего среднего образования, нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Какие изменения внесены в порядок организации питания учащихся учреждений общего среднего образования?
С 1 сентября 2014 г. в организацию питания учащихся, получающих общее среднее образование (I-XI классы), специальное образование на уровне общего среднего образования, изменения не вносятся.
Питание учащихся, как и ранее, осуществляется в соответствии с Положением об организации питания учащихся, получающих общее среднее образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 февраля 2005 г. № 177. В указанном Положении определены категории учащихся, которым предоставляется бесплатное одноразовое питание за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
Скажите, пожалуйста, обязан ли ребенок кушать в школе? Кто решает, чем их кормить в столовой?
В целях сохранения здоровья детей и с учетом физиологических потребностей их в пищевых веществах и энергии Санитарными нормами, правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206, установлено, что учащиеся должны получать пищу каждые 3,5 – 4 часа. В этой связи родители (иные законные представители) и педагоги должны быть заинтересованы в том, чтобы в учреждении образования учащиеся получали горячий завтрак или обед, а посещающие группы продленного дня – двух(трех)разовое питание в зависимости от длительности пребывания. Вместе с тем родители могут отказаться от горячего питания учащегося в школьной столовой, если имеется иная возможность обеспечения ребенка полноценным питанием (приобретение продукции, реализуемой в школьных буфетах и кафе, другое).
Горячее питание в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах осуществляется в соответствии с примерными двухнедельными рационами питания, которые разрабатываются субъектом хозяйствования, организующим питание учащихся, с учетом установленных норм питания, сезонности (летне-осеннее, зимне-весеннее), разнообразия и сочетания пищевых продуктов, трудоемкости приготовления блюд. На основе примерных двухнедельных рационов питания составляются дневные рационы питания (меню), единые для учащихся, которым предусмотрено питание за счет бюджетных средств, а также за счет средств законных представителей учащихся. Меню утверждается руководителем учреждения образования или субъекта хозяйствования.
По вопросам организации и качества питания, в том числе по составу рационов питания и их стоимости, можно обращаться в совет по питанию, администрацию учреждения общего среднего образования, а также в организацию, осуществляющую питание в данном учреждении образования.
Существует ли в Беларуси официальное понятие «школьная форма»?
Понятия «школьная форма» (в значении «одинаковая для всех учащихся») нет. В учреждениях общего среднего образования введен деловой стиль одежды – строгий выдержанный стиль, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в учреждениях общего среднего образования. Введение делового стиля одежды предполагает воспитание чувства этикета у подрастающего поколения, умение ранжировать одежду на разные стили и понимать значение по ее применению.
К комплекту школьной одежды предъявлены определенные требования. Он должен быть многофункциональным, гигиеничным, удобным и соответствовать современным направлениям моды. Учащиеся, их законные представители совместно с администрацией учреждения и педагогическими работниками имеют право выбора модели, цвета и качества тканей, из которых изготовлена одежда делового стиля.
Какой нормативный правовой документ запрещает использование учащимися тетрадей с рисунками на обложке?
Нормативного правового акта, регламентирующего использование учащимися учреждений общего среднего образования тетрадей одного типа или запрещающего использование тетрадей с рисунками на обложках, нет. Вместе с тем Министерство образования рекомендует предприятиям, осуществляющим выпуск тетрадей для учащихся, обращать внимание как на качество бумаги тетради, так и на оформление обложки, содержательное наполнение которой должно защищать учащихся от информации, причиняющей вред здоровью и развитию. Важно, чтобы обложка не отвлекала от главного – от учебы.
Ці аднолькавая колькасць гадзін адводзіцца на вывучэнне рускай і беларускай моў у V – ХІ класах?
Згодна з Тыпавым вучэбным планам агульнай сярэдняй адукацыі (пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 26.08.2011 № 241 «Аб тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі») прадугледжана аднолькавая колькасць гадзін на тыдзень па класах на вывучэнне вучэбных прадметаў «Беларуская мова» і «Русский язык». Розная колькасць гадзін назіраецца толькі ў Х-ХІ класах гімназій, ліцэяў пры арганізацыі адукацыйнага працэсу для філалагічнага напрамку.
Калі вучэбны прадмет «Беларуская мова» выбраны вучнямі ў якасці прыярытэтнага, то на вывучэнне беларускай мовы адводзіцца 3 гадзіны, а на вывучэнне рускай мовы – 1 гадзіна. І наадварот, калі вучэбны прадмет «Русский язык» выбраны ў якасці прыярытэтнага, то на яго вывучэнне адводзіцца 3 гадзіны, а на вывучэнне беларускай мовы – 1 гадзіна.
Больш падрабязная інфармацыя па відах устаноў агульнай сярэдняй адукацыі і колькасці вучэбных гадзін на тыдзень па класах змешчана ў інструктыўна-метадычных пісьмах Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь аб арганізацыі адукацыйнага працэсу пры вывучэнні вучэбных прадметаў «Беларуская мова» і «Беларуская літаратура», «Русский язык» і «Русская литература» ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі ў 2016/2017 навучальным годзе.
Какова характеристика десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся?
Приказ Министерства образования от 29.05.2009 № 674 о нормах оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам размещен на портале Министерства образования (edu.gov.by / система образования / управление общего среднего образования / концепции, стандарты, нормы оценки по учебным предметам/.
Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по десятибалльной системе:
- 1 - 2 балла – действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения),
- 3 - 4 балла – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти,
- 5 - 6 балла – действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения,
- 7 - 8 балла – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с чётко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщённого алгоритма для решения новой учебной задачи,
- 9 - 10 балла – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению ипреобразованию объектов изучения.
Актуально ли в настоящее время безотметочное обучение?
Безотметочное обучение – это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок. Одним из требований современного общества становится формирование человека активного, инициативного, умеющего действовать в постоянно изменяющихся обстоятельствах. Сегодня особую значимость приобретает умение самостоятельно оценивать ситуацию, не ориентируясь на оценку, данную извне. Именно безотметочное обучение, позволяющее развивать оценочную активность учащихся, может сыграть в этом отнюдь не последнюю роль.
При традиционном обучении результат оценивания представляется в виде условно-формального выражения в баллах, при безотметочном – в виде развернутого оценочного суждения, осуществляемого человеком. Безотметочное обучение позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся, принимать во внимание исходный уровень развития способностей, скорость протекания мыслительных процессов, особенности темперамента и волевой сферы. Безотметочное обучение в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь осуществляется в I-II классах по всем учебным предметам, а также в III-IV классах по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение».
Кто будет принимать решение об организации профильного обучения в том или ином учреждении общего среднего образования?
Такие решения принимают отделы (управления) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов на основе комплексного изучения ситуации о готовности и заинтересованности всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования, а также наличия в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов.
Останутся ли в школах десятые классы без какого-либо профиля?
При наличии запросов учащихся и их законных представителей учащимся будет предоставлена возможность изучения всех учебных предметов на базовом уровне. X классыс изучением всех учебных предметов на базовом уровне сохраняются для тех старшеклассников, которые не определились с профилем.
Будет ли осуществляться формирование профильных классов по определенным направлениям?
Обучение может быть организовано путем объединения в класс учащихся для изучения на повышенном уровне одного направления или объединения в класс учащихся для изучения на повышенном уровне предметов по разным направлениям.
Профильные классы (группы) учащихся будут формироваться на основе имеющейся информации об учебных предметах, востребованных учащимися и их законными представителями для изучения на повышенном уровне в конкретном учреждении общего среднего образования.
Количество направлений, по которым желают обучаться учащиеся, может быть различным (с учетом возможностей учреждения), допускается достаточно большой набор сочетания учебных предметов для их изучения на повышенном уровне.
Нужно ли сдавать вступительные экзамены по отдельным учебным предметам для обучения в профильном X классе?
Нет, экзамены для продолжения обучения в Xпрофильных классах сдавать не нужно. Зачисление в профильные классы будет осуществляться по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: необходимоиметь средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов и отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам.
А вот те учащиеся, которые получили общее базовое образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях – колледжах искусств, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования без сдачи вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства и без конкурсного набора, так как они в свое время были зачислены в V класс гимназии по конкурсу.
Обращаем внимание, что прием в X класс лицея осуществляется по конкурсу на основе вступительных испытаний.
Существуют ли особые требования к учителю, который работает в профильных классах?
Безусловно, это должны быть высококвалифицированные специалисты. Все педагогические работники, которые работают в профильных классах, уже повысили свою квалификацию (в рамках курсовой подготовки, обучающих курсов или иных формах).
Обязательно ли прохождение юношами 10 классов учебно-полевого сбора по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка»? Должны ли родители оплачивать прохождение учебно-полевого сбора в случае, если он организован на базе оборонно-спортивного лагеря? Если десятиклассник имеет определенные заболевания, может ли он освобождаться от прохождения учебно-полевого сбора?
В соответствии с пунктом 76 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283, по окончании учебного года с юношами X класса проводится обязательный 5-дневный учебно-полевой сбор, на который выделяется 30 учебных часов.
Дни проведения учебно-полевого сбора относятся к учебным, поскольку занятия проводятся по утвержденным учебным планам учреждения образования. По итогам проведения учебно-полевого сбора учащимся выставляются отметки.
Порядок проведения учебно-полевого сбора определяется отделами (управлениями) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с районным (городским) военным комиссариатом, начальниками военных гарнизонов и командирами воинских частей, руководством организацией охраны здоровья.
Организация учебно-полевых сборов на базе оздоровительных оборонно-спортивных и военно-патриотических лагерей с привлечением дополнительных денежных средств законных представителей обучающихся допускаетсятолько с их согласия.
Освобождение от учебно-полевого сбора нормативными правовыми актами не предусмотрено. Программой проведения учебно-полевого сбора предусмотрено изучение вооружения и военной техники, Уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь, способов защиты от радиационного, химического и биологического оружия, вопросов военной топографии, а также обучение автономному выживанию в экстремальных условиях. К учащимся, имеющим отдельные заболевания, руководитель учебно-полевого сбора должен предусмотреть дифференцированный подход.
Годовая отметка по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» в X классе выставляется с учетом отметки за учебно-полевой сбор.
Решение о переводе учащихся Х классов в следующий класс принимается педагогическим советом после проведения учебно-полевого сбора.