Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 6 человек

Как легко и с пользой провести аттестацию

Дата: 15 октября 2019 в 09:51, Обновлено 30 января в 21:47
Автор: Позняк Е. Л.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Как легко и с пользой провести аттестацию

Психологические рекомендации для администрации и учителей

М. Кларин, доктор педагогических наук, член Ассоциации практических психологов

Это не советы о том, как надо проводить аттестационные процедуры и тем более не о том, какими они должны быть. Основная идея наших рекомендаций: прохождение аттестации должно быть для педагога делом полезным и легким.

Идеальный вариант, или Игра во все хорошее

Ради чего проводится аттестация? Сразу же вспоминаются разряды и оплата, приходят на ум известные соображения об учете и контроле. Все это так. И все же, если на время оставить в стороне «учрежденческую» сторону дела, зачем все это нужно? Зачем существует учет и контроль? Ради чего выясняется педагогическая квалификация, уровень педагогических работников? В конечном счете, задача аттестационных процедур в том, чтобы помочь и администрации, и учителям создать новые стимулы к труду, и профессиональному росту, улучшить рабочую обстановку в школе, а в конечном итоге –повысить качество образовательных услуг. От этого выигрывают ВСЕ! Ведь прямо или косвенно со школой связаны ВСЕ!

Идеальный вариант аттестации, с позиции психолога (впрочем, видимо, и с других позиций), состоит в том, что она помогает школе и людям, которые в ней работают. И даже если этот идеал кажется труднодостижимым, все же лучше ориентироваться на него, чем на антиидеалы («это никому не нужно», «бессмысленная трата сил» и т.д.).

Психологи давно обнаружили, что отношение человека во многом создает его мир. («Жизнь это то, что мы о ней думаем»). Способов здесь немало, и они наверняка содержатся в багаже вашего жизненного и профессионального опыта. Внутренне собраться, провести методическую «инвентаризацию», подумать, что нового добавилось к вашему педагогическому багажу за последнее время, кто этого не знает? Все это можно назвать профессиональной самохарактеристикой - самооценкой. Дело не в том, сколько баллов вы себе поставите или какой ярлычок наклеите на свои результаты. Результат самооценки важен для ориентации в том, что вы уже сделали, что еще не сделали и что находится в пределах досягаемого, возможного.

Один из способов самооценки -  «рабочий портфель», составление которого сейчас получило распространение среди учителей. Такой «портфель» представляет собой подборку всех основных рабочих материалов, которые характеризуют профессиональную деятельность и рост педагога. Сюда включаются копии методических разработок, докладов, публикаций, если они имеются, аудио- и видеозаписи фрагментов уроков и т.д.

Самооценка, как и оценка извне, включая и аттестацию, не самоцель, а инструмент. Она должна вам помочь. Разумеется, в продвижении, сначала внутреннем, а затем (может быть, и одновременно) и внешнем. Обратите особое внимание на свой потенциал. Существует известный стереотип, что возможности есть лишь у молодых, а делиться опытом могут убеленные сединами. Гораздо более плодотворна (и оправданна) позиция поиска новых возможностей: над какими новыми курсами или материалами к разделам вам было бы интересно работать? Какой методический опыт вы могли бы передать другим? Иначе говоря, речь идет о конкретной профессиональной характеристике ваших возможностей. А кто знает их подробнее, чем вы сами?

Самохарактеристика и самооценка особенно интересны, когда они предъявляются вашему профессиональному окружению. Аттестация создает такую ситуацию, когда коллеги и администрация получают возможность узнать о вас все то хорошее, что они в силу вашей скромности не могли узнать до сих пор. Помогите же им наконец достойно заполнить этот досадный пробел!

Отнеситесь с особым интересом к отрицательным мнениям и суждениям о вашей работе, если таковые обнаружатся. Подумайте, что здесь может быть обоснованным, а что является результатом недоразумения или явного недоброжелательства. Конечно, идеальный вариант - это такой уровень профессионализма, при котором любой, даже предубежденный человек отдаст должное вашей работе. Но даже если вы еще не на этом уровне, попробуйте сами отделить то, что вы считаете своими бесспорными достижениями, от того, что, мягко говоря, нуждается в пояснениях. Возможно, стоит подумать о том, как дать такие пояснения (например, к своим не вполне ясным для коллег методическим разработкам), как сделать так, чтобы у ваших коллег возникало меньше сомнений.

Этика экспертно-оценочной деятельности

 Чем руководствоваться при оценке работы учителей?

Традиционно считалось, что основное и практически единственное правило работы эксперта - это объективность (непредвзятость). С подобным утверждением можно только согласиться, но... Вспомним, что суждения носят оценочный характер и отражают ценностные установки самого эксперта. Здесь велик соблазн для эксперта принять (самому) и представить (другим) свои внутренние критерии в качестве объективных. Поэтому мы позволим себе привести основные этические принципы экспортно-оценочной деятельности.

Доброжелательность.

Конструктивность. (Направленность на профессиональное развитие педагога, улучшение педагогического процесса)

Взаимоуважение.

Взаимоуважение проявляется в склонности, готовности и желании видеть ситуацию другого человека с его позиции, точки зрения его ценностей, представлений о должном, а также в обосновании своих действий в тех случаях, когда они затрагивают материальные интересы других людей. Таким образом, уважать других - значит понимать их цели и интересы, их точки зрения, предъявлять им те соображения, основания, по которым их интересы могут затрагиваться «извне». В данном случае интересы педагогов затрагиваются самим механизмом аттестации, выводами, вытекающими из оценочных суждений. Уважение администрации и комиссии к проходящим аттестацию учителям будет проявляться, в частности, в том, что им буду открыто предъявляться обоснования оценочных суждении и административных выводов.

Честность.

Объективность.

Упражнение. Представьте себе, как вы хотели бы чувствовать себя в идеале в ситуации проверки (отчета, экзамена, аттестации). Как бы вы хотели выглядеть? Двигаться? Какими были бы окружающие вас звуки? Прорепетируйте это свое идеальное состояние. Возможно, оно пригодится вам не один раз.

Вниманию руководителей

В конце концов учителя - такие же люди, как и вы. Аттестация для них, как и для вас, - стрессовая ситуация, чреватая нервными нагрузками. Дайте себе и им возможность достойно ее прожить. И пройти аттестацию легко и с пользой - для себя и для школы.

Вниманию учителей

В конце концов и директор, и завуч, - такие же люди, как и вы. Аттестация для них, как и для вас, - стрессовая ситуация, чреватая нервными нагрузками. Дайте себе и им возможность достойно ее прожить. И провести аттестацию легко и с пользой - для школы и для вас.

Упражнение. Произнесите про себя несколько фраз, почувствуйте, как они звучат для вас:

Аттестация - напряженная ситуация. Аттестация - волнующая ситуация. Аттестация - яркая ситуация. Аттестация - интересная ситуация

Материалы взяты из журнала  «Директор школы»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.