Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
У каждого подростка рано или поздно возникает проблема – проблема выбора его будущей профессии. Это очень ответственный и сложный шаг в его жизни. Получится ли у молодого человека реализовать свои возможности, найти своё место в жизни, зависит именно от того, правильно ли он выберет свою будущую профессию.
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходиться ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из книг, телепередач и т.п.
Выбор будущей профессии – дело семейное, и кто как не родители помогут своему ребёнку справиться с этой нелёгкой задачей. Кроме того, многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия, и в этом помощь родителей может быть незаменима.
Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.
Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.
- «Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
- «Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
- «Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.
« Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».
Главное для родителей – отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него.
Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:
- знаниях о мире профессий;
- знаниях о выбираемой конкретной профессии;
- изучении своих интересов;
- изучении своих способностей;
- знании своих сильных и слабых качеств;
- состоянии своего здоровья;
- учёте материальных условий семьи;
- учёте ситуации на рынке труда.
При выборе будущей профессии нужно:
- Учесть какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.
- Учесть особенности ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
- Подробно изучить эту профессию, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.
- Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными возможностями ребенка, при необходимости посоветоваться с другими (родителями, учителями, врачами, профконсультантами). Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.
- Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии:
- 1. Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком и т. п.).
- 2. Пренебрежение к профессиям, которые являются «непрестижными», хотя и значимыми в жизни.
- 3. Отсутствие знаний о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях.
- 4. Отсутствие своего мнения и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
- 5. Перенос отношения к конкретному человеку — представителю той или иной профессии на саму профессию.
- 6. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
- 7. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.
- 8. Подверженность влиянию друзей на выбор профессии.
- 9. Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.
- 10. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
- 11. Завышенная или заниженная самооценка, формирующая неадекватность в выборе той или иной профессии.
- Рекомендации родителям :
- 1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
- 2. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения, личностных качеств своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности, ситуации на рынке труда и реальной возможности трудоустройства после обучения.
- 3. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
- 4. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
- 5. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
- 6. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами.
- 7. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
- 8. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
- 9. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
- 10. Полезно предложить ребенку поработать на каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
- 11. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
- 12. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
- 13. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
- 14. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
- Влияние родителей на профессиональный выбор ребенка очень велико. Оно может выражаться не только в качестве указания или какого-то совета. Это может быть и высказанное при случае мнение, и взаимоотношения с людьми как представителями определённых профессий, и личный профессиональный пример, и многое другое.
- Выбор будущей профессии должен быть осознанным и основываться на изучении своих интересов, способностей и на учете ситуации на рынке труда. Если ребёнок сильно сомневается в выборе профессии, то, скорее всего, это не его. Когда находится своя стезя – сомнений не бывает, остаётся абсолютная уверенность и воодушевление. Не нужно зацикливаться на прибыльности. Конечно, необходимо оценивать перспективы, но если человек будет заниматься «своим» делом, то без денег он точно не останется.
Как уберечь ребенка от зависимостей
Проблема появления зависимостей у детей, потери устремленности к самовыражению и самопроявлению сегодня волнует многих родителей.
Почему появляются зависимости? Как отгородить своего ребенка от вредных привычек?
Многие родители с вопросами зависимости детей обращаются к психологу достаточно поздно. На самом деле зависимости возникают гораздо раньше, а в подростковом возрасте становятся более заметными. Подростки начинают протестовать, отдаляться. Если взаимоотношения между детьми и родителями нормальные, отделяясь, ребенок спокоен. Если же в семье недостаток любви, то ребенок остро переживает страх. Именно поэтому дети начинают употреблять алкоголь, наркотики или же возникает, например, компьютерная зависимость. Подросток изолирует себя от реальности и находится в иллюзорном мире. Так ему легче переносить страх, тревогу. Зависимости и возникают оттого, что человек с тревогой не справляется.
Если в раннем детстве, когда ребенок только начинает изучать мир, не поддерживать это его стремление, он может утратить интерес к реальности. Ему будет комфортнее в виртуальном мире. Начиная с того, что цвета там ярче и трава зеленее, заканчивая возможностью выстраивать желаемые, идеальные отношения. Важно отличить зависимость от простого увлечения игрой. Если подросток целыми днями проводит за компьютером, не поддерживает других интересов и увлечений, отвергает общение со сверстниками или долгое время сконцентрирован на чем-то одном, можно диагностировать, что это – зависимость.
Предпосылки возникновения алкогольной или наркотической зависимости также нужно искать в раннем детском опыте, когда ребенок ощущает недостаток тепла, любви, понимания. Родителям, столкнувшимся с какой-либо зависимостью ребенка, прежде всего необходимо выработать в себе безоценочное отношение. Перестать критиковать, подавлять. Можно как-то поддержать интерес ребенка, чтобы войти в его мир и найти к нему ключ. Нужно выстроить доверительные отношения с ребенком. И тогда уже вместе с ним искать новые интересы в реальности. Это могут быть туризм, футбол и т.д. Следует быть готовыми к тому, что работать и искоренять зависимости очень сложно. Поэтому, если еще не поздно, лучше направить все силы на предотвращение всевозможных зависимостей у ребенка.
Уберечь ребенка от зависимостей можно только поддержкой, пониманием ребенка, его чувств и переживаний. Тогда вырастают дети с мощной основой, у которых отсутствует потребность в зависимостях. На самом деле зависимость вообще не вылечивается. Никакая. Она лишь компенсируется чем-то другим, переходит в другую форму, социально приемлемую. Это важно осознавать и как-то с этим жить, адаптироваться, находить выход своей энергии в других сферах.
Наиболее типичные жизненные проблемы, решая которые подростки становятся зависимыми:
- Любопытство.
- Давление группы, отсутствие навыка отказа.
- Попытка решить семейные или личные проблемы.
- Установить дружеские отношения со сверстниками.
- Сенсация, возможность привлечь внимание.
- Скука, неумение интересно проводить свободное время.
Несколько правил, позволяющих предотвратить зависимости подростков:
- Общайтесь друг с другом
Общение – основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет ребенка обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку?
Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.
- Выслушивайте друг друга
Умение слушать – основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:
- быть внимательным к ребенку;
- выслушивать его точку зрения;
- уделять внимание взглядам и чувствам ребенка.
Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются «тихими» в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.
Поддерживайте разговор с ребенком, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…» или «Что ты об этом думаешь?» Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков.
- Ставьте себя на его место
Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Можно рассказать какие-то похожие истории из вашего детства или ваших знакомых. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку ДРУГОМ, вы будете самым счастливым родителем!
- Проводите время вместе
Очень важно, когда родители вместе занимаются спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивают с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении зависимости от вредных привычек..
- Дружите с его друзьями
Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой. Поэтому очень важно знать друзей, с которыми общается ваш ребенок.
- Подавайте пример
Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в «двойной морали». Несовершенные сами, мы не можем вырастить совершенных детей!
Никогда не поздно иметь счастливое детство, всегда можно изменить свою жизнь к лучшему!
Тест для родителей.
Тест «Искусство жить с детьми»
Ответы: да, нет, иногда, отчасти.
1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?
2.Говорят ли ваши дети с вами «по душам», советуются ли с вами по «личным вопросам»?
3.Интересуются ли они вашей работой?
4.Знаете ли вы друзей ваших друзей?
5.Бывают ли они у вас дома?
6.Участвуют ли дети с вами в хозяйственных заботах?
7. Есть ли у вас с ними общее занятие, увлечение?
8.Проверяете ли вы, как они выполняют домашнее задание:
9.Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
10. А в «детских праздника» – предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними или хотят их проводить без взрослых?
11.Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги? А телепередачи и фильму?
12.Бываете ли вместе в театрах, музеях на выставках и концертах?
13Участвуете ли с детьми в прогулках, туристических походах?
14.Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними?
Ответы «да» – оцениваются 2 балла
Ответы «иногда» – 1 балл
Ответы «нет» – 0 баллов
Результаты
Более 20 баллов – отношение с детьми можно считать благополучным.
От 10 до 20 баллов – отношение с детьми удовлетворительное, но его нужно улучшить.
Менее 10 баллов – контакт явно недостаточен, видимо, нужно принимать срочные меры к улучшению.
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни
На современном этапе развития общества повышается моральная ответственность за создание и сохранение семьи. Каждый год совершается регистрация множества браков, однако далеко не все созданные семьи выдерживают жизненные испытания на прочность. «Не сошлись характерами…» Как часто звучат эти слова из уст людей, вынужденных разрушать семью, подавать на развод. И как часто за этой избитой формулировкой скрывается то, что в свое время молодых людей просто никто не готовил к семейной жизни, не рассказывал, как это должно быть.
Устойчивость брачно-семейных отношений в значительной мере зависит именно от готовности молодых людей к семейной жизни. Неподготовленность молодых людей к семейной жизни, отсутствие элементарных знаний из области семейных отношений, правильного понимания социальной роли семьи и брака в настоящее время является одной из главных причин разводов.
В современном обществе исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье, значительно изменились функциональные роли супругов. В представлении отдельных людей брак и семья все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей.
Счастливая семейная жизнь — это большой труд. Создать нормальную семью, быть хорошим мужем или женой очень непросто. Для этого нужно много знать и уметь. Поэтому очень важно готовить молодежь (наше будущее, будущее государства) к семейной жизни. Это предполагает:
1.Осознание социальной сущности семьи, ее общественной роли и значимости.
2.Воспитание и самовоспитание качеств личности, необходимых для семейной жизни.
3.Усвоение определенной системы знаний по психологии и социологии брака и семьи.
4.Формирование правильных брачно-семейных представлений.
Наиболее эффективными и действенными методами являются личный пример и собственный опыт. Поэтому, как и в любом другом виде воспитания, бесспорно, в семейном и половом воспитании основная роль принадлежит семье: и потому, что воспитание (любое) должно начинаться задолго до поступления в школу, и потому, что никто кроме родителей, не знает так свое дитя со всеми его положительными и отрицательными сторонами. А взаимоотношения родителей, личности отца и матери являются лучшим примером поведения в семье.
Подготовка детей к семейной жизни, как и воспитание вообще, должно проводится дифференцированно и с учетом возраста ребенка.
Для детей раннего возраста основой воспитания является устное общение с взрослыми, а также сама атмосфера в семье. Дружеское, любовное отношение к супругу, соблюдение границ дозволенности в общении при детях, сдержанность в выражениях, авторитетность каждого из родителей — все это постепенно формирует у детей и подростков четкий стереотип поведения, который, наверняка, сохранится, когда они станут взрослыми.
Снижение авторитета отца в семье, несомненно, оказывает, отрицательное влияние на формирование личности ребенка. Дочери в семьях, где отец находится «под каблуком» у матери, усваивают такую линию поведения женщины, как единственно правильную, и чаще всего в будущем будут строить свои взаимоотношения с мужем по такому же образцу. Сыновья, не находя в семье идеала для подражания, во-первых, и сами часто теряют (или не могут приобрести) необходимые им черты мужественности, а во-вторых, за идеал принимают людей «с улицы», далеко не всегда на самом деле положительных.
В отдельных семьях, наоборот, поведение отцов отличается деспотизмом, и тогда у детей возникает искаженное представление о роли женщины в семье (и не только в семье). Девочки вырастают в послушных исполнительниц воли мужей, а мальчики приучаются к потребительскому отношению к женщине. Детей, воспитанных в деспотических семьях, часто обходит то великое чувство, которое называется любовью.
В возрасте 7 – 9 лет обычно происходит «раскол» взаимоотношений между мальчиками и девочками, повышается интерес к представителям своего пола. В семье это находит отражение в большем влечении мальчиков к отцу, а девочек — к матери. Этот важный момент необходимо использовать для дальнейшего воспитания межличностных отношений. Доверительные беседы, совместное занятие «мужским» и «женским» делом сближают детей и родителей, дают толчок к откровенным разговорам, помогают детям делиться с взрослыми своими сокровенными тайнами и мечтами. Взрослые должны дорожить доверием, а дети ощущать серьезное отношение родителей к волнующим их проблемам.
Именно в этом возрасте как никогда важен личный пример взрослого. Какие бы правильные и красивые слова ни говорил папа сыну об уважении к женщине, о необходимости помогать матери и т. д., но если сам он не может оторваться от телевизора и игнорирует просьбы жены, воспитать в мальчике уважительное отношение к женщине вряд ли удастся.
Семейное воспитание, начатое дома, продолжается в школе. Все ученые отмечают, что после поступления в первый класс на какое-то время авторитет учителя превышает авторитет родителей. И очень важно, чтобы не было разногласия между принципами воспитания дома и в школе, чтобы ответы на вопросы дополняли, а не противоречили друг другу. А для этого необходим тесный контакт педагогов и родителей.
Возраст от 12 до 18 лет — это переходный возраст, который полон противоречий. В этом возрасте у подростков и молодежи наблюдается повышенная социальная активность. У юношей и девушек появляется множество интересов и увлечений, которые являются средством самоутверждения в обществе. Поиск смысла жизни и желание самоутвердиться особенно обостряются в этом возрасте.
Современная молодежь отличается повышенной эмоциональностью. Это проявляется в мечтательности, романтичности, категоричности, открытости. Современные молодые люди часто говорят то, что думают, прямолинейны, бескомпромиссны. Они легко принимают перемены, новое. Их привлекает все интересное, необычное, удивительное, они не боятся ломать общественные традиции.
В этом же возрасте наблюдается пик потребности в общении и доверии. Подростки особенно ценят в собеседнике такие качества личности, как верность, честность, доброта. В первую очередь они ищут доверительного общения с родителями. Не находя его в семье, ищут в школе с учителем, более старшими друзьями. Лучше всего, если доверительное общение у подростка возникнет с родителями, так они личным примером, этическими беседами, откровенными разговорами смогут иметь возможность влиять на личность своего ребенка. Главная цель доверительного общения — получение интимной информации. Часто в этом возрасте молодые люди стараются отделиться от взрослых, принадлежать к каким-либо группам.
У родителей возникают трудности в общении со своими детьми, но они должны понимать, что основная причина — это социально-психологические особенности юношей и девушек.
На этом этапе формирования личности подростка красной нитью семейного воспитания должна стать дальнейшая кристаллизация понятий «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Важно, чтобы подросток не просто знал смысл этих понятий, но принял их в качестве собственных установок, своей жизненной позиции.
Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо прививать чувство собственного достоинства, чувство девичьей чести, стыдливости.
Все это довольно сложные понятия, не всегда однозначные, а кроме того, плохо поддающиеся дозировке. Иногда передозировка чувства собственного достоинства превращает девушку, в холодную надменную гордячку, а осознание женской исключительности — в обыкновенную белоручку и эгоистку. Еще труднее с воспитанием необходимого понятия девичьей чести и стыдливости. Стоит «недодать» и для девушки может не остаться ничего святого, стоит «передать» — и возникнет почва для будущих семейных конфликтов.
В юношах очень важно продолжать формировать правильное отношение к женщине. Это отношение настолько многогранно и тысячами нитей связано с другими аспектами воспитания, что сказать, воспитан тот или иной человек, можно всего по одной характеристике — как он разговаривает с женщиной. Если юноша не приучен с детства уважать женщин, если он может позволить себе в их присутствии нецензурные выражения, он не воспитан. И это отсутствие воспитания рано или поздно крайне негативно скажется на семейной жизни.
«Не поздравил с днем рождения, не заметил новой прически, не ответил улыбкой на улыбку, не обратил внимания на усталый вид жены, не взял из рук тяжелую сумку, не похвалил пирог, не подал пальто, сошел с автобуса, не оглянувшись, как там она… На первый взгляд, все так мелко, так незначительно. Забудется, не оставив следа? Нет, останется след…»
В этом высказывании А. М. Свядоща содержится целая программа воспитания, свод рекомендаций, важных для счастливой семейной жизни.
В период полового созревания появляется и желание нравиться противоположному полу. Это проявляется, прежде всего, в повышенном внимании к своему внешнему виду. Подростки много времени начинают проводить у зеркала, часто спрашивать, как они выглядят, заботятся о своей привлекательности. Внимание к противоположному полу может занимать большое место в жизни подростка.
К 16 годам формируется образ будущего спутника, своеобразный идеал противоположного пола. В этом возрасте учащиеся в основном обращают внимание на внешние данные спутника жизни.
Очень важно в этот момент найти общий язык с ребенком, объяснить, что кроме внешней красоты, в человеке есть и внутренняя, рассказать, в чем она проявляется и каково ее значение в жизни. Родителям важно постоянно проводить с детьми откровенные беседы, в интересной форме рассказывать о положительных и отрицательных качествах личности.
Пробуждение в человеке способности и потребности любить — важный момент в жизни каждого. С появлением нового чувства открывается новый мир эмоций и желаний. Психологи рассматривают любовь как интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство человека, физиологически обусловленное сексуальными потребностями. Но молодые люди часто принимают за любовь влюбленность, симпатию. С влюбленности, увлечения любовь начинается, но не всегда влюбленность переходит в любовь. Влюбленность и любовь — это близкие чувства, которые, однако, имеют существенные различия. И очень важно объяснить эти различия подросткам.
Итак, особенности любви:
- потребность в постоянном и длительном общении;
- положительные эмоции при встрече;
- общие интересы, взгляды на окружающий мир, наличие схожего мировоззрения, устремлений;
- интерес к жизни другого, его привычкам, вкусам, интересам; моральная поддержка друг друга в трудные минуты, сочувствие, сопереживание; готовность быть вместе всегда, стремление к браку и желание иметь общих детей.
Если любовь освящает брак, делает его более устойчивым и надежным, то чувство, похожее на любовь, — влюбленность — очень часто вредит браку и приводит к разводам. Поэтому, прежде чем вступить в брак, молодые люди должны узнать характеры, интересы, привычки друг друга, понаблюдать, как избранник (избранница) общается со своими родными и близкими. Это, возможно, не станет 100-процентной гарантией счастливого брака, но во многих случаях, может предотвратить ошибку.
И в заключение хочется добавить — семейное воспитание, начатое поздно, есть уже перевоспитание. Воспитывать же всегда легче, чем перевоспитывать. И хотя лучше поздно, чем никогда, однако необходимо стремиться сразу к воспитанию. Чем больше внимания уделят родители и мы, педагоги, семейному воспитанию в детстве, тем больше шансов, что семейная жизнь молодых людей в будущем будет благополучной и счастливой.